Влияние алкоголя на сердце

Деструктивное действие спиртного сказывается на всех органах, но особенно страдает важнейший из них - сердце.

Вопреки распространенным стереотипам о якобы имеющей место пользе "умеренного употребления" для сосудов, ученые единодушны: влияние алкоголя на сердце неизменно проявляется в нарушении его нормальной деятельности и вызванными этим нарушениям болезнями.

По данным кардиологов, до 68% всех инфарктов и инсультов являются следствием злоупотребления спиртным.

Независимо от дозы, механизм воздействия спиртного на сердце всегда одинаков и связан с:

1. этиловым спиртом;
  2. токсичными продуктами его метаболизма;
  3. добавками, входящими в состав многих напитков.

На протяжении 5-7 часов после выпивки алкоголь воздействует на сердце как на физиологическом, так и на клеточном уровне. Физиологическое влияние знакомо всем: это и учащение пульса, и ощутимый прилив крови к лицу, и повышение давления. После выпивки сердцу приходится работать в усиленном режиме, в буквальном смысле слова "на износ".

Менее заметна, но не менее опасна разрушительная работа алкоголя на уровне клеток. Дело в том, что спирт обладает свойством нарушать ионный баланс в организме, обеспечивающий здоровую ритмичность сокращений сердца. Вследствие пьянства клетки миокарда непрерывно замещаются соединительной тканью, обволакивающей сосуды.

Чем меньше клеток миокарда остается в сердце, тем менее ритмично оно сокращается. Риск, что аритмия станет смертельной, у алкоголика в 2 раза выше, чем у того, кто равнодушен к спиртному.

Поскольку данный орган задуман природой с большим запасом прочности, опасное влияние алкоголя на сердце может никак не проявляться в течение нескольких лет у изначально здорового человека. Но если он не перестанет пить, развитие тех или иных сердечных недугов неизбежно.

Характерные симптомы

До определенного момента организм из последних сил компенсирует разрушительное воздействие этилового спирта и прочих компонентов крепких напитков, но рано или поздно появляются признаки, свидетельствующие, что ресурсы организма истощены. О поражении "главного мотора" свидетельствуют:

1. Боли в сердце, часто появляющиеся не после употребления алкоголя, а на следующий день.
  2. Внезапная нехватка воздуха, возникающая в покое и даже во сне. Иногда ей сопутствует потливость.
  3. Беспричинное головокружение.
  4. "Скачки" давления, его резкое повышение или снижение.
  5. Одышка не при физических нагрузках, а в полном покое.
  6. Отеки ног.
  7. Приступы слабости.
  8. Внезапная тахикардия.

Когда появлению этих симптомов предшествует даже умеренное употребление алкоголя, можно с уверенностью говорить о наличии различных сердечных патологий.

Болезни, вызываемые алкоголем

Перечень недугов, связь которых с алкоголизацией личности очевидна и доказана, достаточно велик и включает в себя такие грозные заболевания, как:

Кардиомиопатия

На доминирующую причину развития этой болезни недвусмысленно указывает второе ее название - алкогольное сердце. Увеличиваясь в размерах, сердце перестает нормально функционировать, а его здоровая ткань заменяется жировой и фиброзной. Какое-то время болезнь протекает бессимптомно, а потом появляется т.наз. синдром бычьего сердца. Его легко узнать по сильной одышке, приступам тахикардии, внезапной потливости, отекам и, главное, болям в сердце.

Гипертоническая болезнь

Появление недуга обусловлено негативным воздействием спиртного на сосуды, которые расширяются под его воздействием, а потом сужаются. Поскольку алкоголики крайне редко регулярно измеряют давление, они могут и не знать о его систематическом повышении до первого гипертонического криза, а на головную боль, слабость, тахикардию, "мушки" в глазах и другие признаки гипертонии или не обращать внимания, или считать их "естественным следствием" очередного застолья.

Закажите бесплатную консультацию
Мы свяжемся с вами в течении 15 минут

Мерцательная аритмия

Описанные выше изменения на клеточном уровне влекут за собой утолщение стенок, к которым добавляется неизбежное расширение полостей сердца. Одним из последствий органических изменений сердечной мышцы является нарушение сердечного ритма. Сами по себе аритмии в большинстве случаев не несут смертельной опасности (за исключением фибрилляции желудочков), но их появление говорит о том, что до более грозных болезней остался буквально шаг.

Ишемическая болезнь сердца

Вызванное алкоголизмом расстройство кровообращения ведет к поражению миокарда. Развивается ишемическая болезнь, первой формой которой является стенокардия, а логическим и трагическим завершением - инфаркт и внезапная смерть.

Инфаркт

Одним из роковых последствий нарушения деятельности сердечной мышцы является нарушение кровоснабжения миокарда, доходящее до уровня некроза, более известное как инфаркт. Очень сильная, панически пугающая боль за грудиной, липкий пот, резкая слабость и даже обморок - всем этим признакам инфаркта часто предшествует длительный алкогольный запой, а перед ним - годы пьянства.

Инсульт

От пьянства страдают все сосуды, в том числе и сосуды мозга. Нередко нарушения их деятельности заканчиваются острым нарушением кровообращения, которое может проявиться в трех формах: а) инфаркт мозга; б) кровоизлияние непосредственно в мозг; в) субарахноидальное (в пространство между мозговыми оболочками) излияние. Независимо от формы, инсульт надолго выводит человека из строя: до 80% выживших становятся инвалидами.

Последствия

Сердечно-сосудистые заболевания, в том числе и вызванные алкоголизмом, стоят на первом месте в списке причин смертности. Так, половина больных после инсульта умирает в течение года. В РФ от сердечных болезней, вызванных алкоголизацией, в год умирает до 500 тыс. человек, преимущественно мужчин трудоспособного возраста.

При этом необходимо учитывать, что для возникновения инфаркта или инсульта, не говоря о менее тяжких болезнях, не нужны десятилетия запойного пьянства: они могут проявиться на любой стадии алкоголизма, даже на начальной, и убить человека в одно мгновение, так быстро, что родные даже не успеют вызвать скорую.

Что делать

Бессмысленно, почувствовав боль в сердце после употребления алкоголя, глотать лекарства и при этом продолжать пить.

Помимо того, что все негативные факторы при продолжении пьянства сохранятся и будут дальше разрушать организм, сердечная мышца, как выяснили ученые, обладает особой, биохимической памятью.

Это значит, что, если нарушения биохимических процессов вызваны спиртным, они будут продолжаться какое-то время и после того, как человек перестал пить, а об выздоровлении в условиях непрекращающегося пьянства не может быть и речи.

Единственный способ уберечь сердце - это лечение алкогольной зависимости, которое практически невозможно провести самостоятельно. И здесь вам поможет наркологический центр "Кристалл", в спектр услуг которого входит излечение и последующая реабилитация алкоголиков. Только бросив пить, вы спасете себя от аритмии, инсульта, гипертензии и других последствий алкоголизма.

Михайлов Мирон Алексеевич
Психолог, аддиктолог (специалист по лечению зависимостей)
Наталия Алексеева
Практический психолог